Аналитическая справка
по результатам социально-психологического тестирования (СПТ) обучающихся МБОУ «Хлеборобная ОСШ» на выявление «групп риска» по употреблению ПАВ
за 2022-2023 учебный год.
Социально-психологическое тестирование (СПТ) проводилось с целью раннего выявления факторов риска возможного вовлечения обучающихся в аддиктивное поведение, формирования зависимости от наркотических и психоактивных веществ. Тестированию СПТ подлежали учащиеся 7-11 класса с 13-ти летнего возраста в онлайон режиме на портале https://61.scan-edu.ru анонимного психологического тестирования, обучающиеся не авторизируются на портале. Обработка результатов СПТ проходит без персональных данных.
Сроки проведения сентябрь-октябрь 2022 года.
Тестирование СПТ прошли 59 учащихся, отказались от участия в тестировании – 4 человека.
Тестирование осуществлялось с использованием новой Единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ 2022), утвержденной Министерством просвещения Российской Федерации. Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты. ЕМ СПТ -2022 является опросником и состоит из набора вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Тесты, используемые в ЕМ СПТ-2022, направлены на выявление степени психологической устойчивости респондентов в трудных жизненных ситуациях и представлены в трех формах: для учащихся 7-9 классов (форма А), 10-11 классов (форма В).
ЕМ СПТ-2022 предназначается для выявления латентной (скрытой) и явной рискогенности социально-психологических условий, которые формируют у учащихся психологическую готовность к зависимому поведению, выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение. Оценка вероятности вовлечения в аддиктивное поведение осуществляется на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, воздействующих на обследуемых.
При тестировании осуществляется оценка вероятности вовлечения в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, с целью организации адресной и системной работы с обучающимися, направленной на профилактику вовлечения в потребление наркотических и психоактивных веществ. Полученные результаты СПТ носят прогностический, вероятностный характер.
Основные принципы проведения СПТ:
- принцип добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на прохождение социально-психологического тестирования;
- принцип конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям (законным представителям), при условии его несовершеннолетия;
- принцип ненаказуемости: результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для применения мер дисциплинарного взыскания;
- принцип помощи: по результатам тестирования можно обратиться за помощью к педагогу-психологу.
Педагогами-психологами, классными руководителями проведена предварительная работа с родителями обучающихся с целью формирования у родительской общественности позитивного отношения к СПТ обучающихся, получение добровольных информированных согласий от максимального количества родителей. После получения согласий были организованы встречи с участниками предстоящего тестирования, на которых педагоги-психологи школы подробно объяснили, как будет проходить данная процедура, и ответили на все вопросы обучающихся.
По результатам итогов тестирования получились следующие данные:
В таблице 1 предоставлены результаты прохождения СПТ по Форме А в 2021-2022 учебном году.
Результаты прохождения СПТ Форма А |
|
Явный риск вовлечения |
2 чел. |
Латентный риск вовлечения |
11 чел. |
Незначительная вероятность вовлечения |
7 чел. |
Высокий уровень сопротивлению тестирования |
14 чел. |
Таблица 1.
В таблице 2 предоставлены результаты прохождения СПТ по Форме В в 2022-2023 учебном году.
Результаты прохождения СПТ Форма В |
|
Явный риск вовлечения |
0 чел. |
Латентный риск вовлечения |
1 чел. |
Незначительная вероятность вовлечения |
7 чел. |
Высокий уровень сопротивлению тестирования |
4 чел. |
Таблица 2.
В таблице 3 предоставлены общие результаты прохождения СПТ по формам А и В за 2022-2023 учебный год.
Общие результаты прохождения СПТ по Форме А и Форме В |
|
Явный риск вовлечения |
2 чел. |
Латентный риск вовлечения |
12чел. |
Незначительная вероятность вовлечения |
14 чел. |
Высокий уровень сопротивлению тестирования |
18 чел. |
Таблица 3.
.
Интерпретация данных. На основании выборки и анализа достоверных и недостоверных ответов автоматически были рассчитаны значения, формирующие латентный риск вовлечения и явный риск вовлечения. Эти данные стали основой для анализа итогов результатов социально-психологического тестирования.
Данные результатов тестирования будут использованы для проведения профилактической работы с обучающимися, которые попали в группу «явный риск вовлечения –2 учащихся». На основании полученных данных была разработана программа по профилактике употребления ПАВ. Цель данной программы: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения; формирование позитивных жизненных ценностей и развитие у обучающихся личностных и поведенческих характеристик, снижающих риск формирования разного рода зависимостей и другие.
Тестирование направлено на выявление склонности подростков к вовлечению в употребление психоактивных веществ. Тестирование не выявляет подростков, употребляющих наркотики, а позволяет изучить особенности подростков и способности управлять своим поведением, умении контролировать свои эмоции, готовность к необдуманным поступкам, умении разрешать трудные ситуации.
В ходе тестирования были определенные трудности при ответах, так как вопросы были непонятны детям, имело двойной смысл и сложное построение. Приходилось объяснять то или иное выражение, что затрудняло процесс выполнения и занимало много времени.